Для чего нужна сертификация туристских услуг?
Туристические услуги – это направление деятельности, связанное с обслуживанием клиентов. В данную группу входят услуги по:
-
проживанию (т.е. организация размещения туристов в отелях, гостевых домах, санаториях и т.д.);
-
составлению программ тура (путешествия);
-
заказу авиабилетов, ж/д билетов и т.д.;
-
трансферу – перевозке туристов к местам размещения, а также к различным туристическим достопримечательностям;
-
организации экскурсий, выездных мероприятий (знакомство с местной кухней, мастер-классы, посещение музеев и т.д.);
-
организации питания и досуга клиентов (к примеру, досуг детей, услуги аниматоров и т.д.);
-
консалтингу – это консультирование клиентов о туристических продуктах, вопросам заключения договоров, обеспечения безопасности на маршрутах и т.д.;
-
работе инструкторов-проводников и гидов-переводчиков;
-
страхованию и прочие.
Для подтверждения качества туристических услуг проводится сертификация. Это добровольная процедура, которая поможет компании получить конкурентные преимущества, в частности:
-
при участии в тендерах;
-
заключении новых договоров;
-
повышении инвестиционной привлекательности фирмы;
-
выходе на международные рынки сбыта;
-
создании положительной деловой репутации;
-
и т.д. (узнать больше о преимуществах оформления сертификата на услуги можно по ссылке – https://eacaudit.ru/article/sertifikatsiya-turisticheskikh-uslug).
Важно! Туристическая фирма должна иметь лицензию, если к направлениям ее деятельности относятся услуги, связанных с перевозкой пассажиров (авто-, авиа, ж/д и морскими видами транспорта).
Как проводится сертификация туристических услуг?
Получить сертификат на услуги можно только при содействии специалистов. Для этого предпринимателю необходимо подготовить заявку, в которой указываются сведения о фирме, реквизиты, информация об оказываемых услугах и т.д.
Этапами сертификации являются – рассмотрение заявки, проверка документов заявителя и заключение договора, после чего специалистами проводится анализ качества туристических услуг согласно положениям гос. стандартов, в частности:
-
услуги, которые предоставляются гидами и экскурсоводами, оцениваются по ГОСТ Р 57807-2017;
-
правила безопасности туристов – по ГОСТ 32611;
-
общие требований к выполнению работ в сфере туризма – ГОСТ Р 50690;
-
предоставление услуг инвалидам, пациентам в процессе реабилитации и т.д. – ГОСТ 32613;
-
нормы, предъявляемые к организации проживания – например, в гостевых домах, отелях, гостиницах – ГОСТ Р 51185 и 55319;
-
особенности деятельности туристических агентств – ГОСТ Р 54600;
-
нормы, предъявляемые к сотрудникам туристических агентств, – ГОСТ Р 55318 и т.д.
В соответствии с положениями стандарта 50690-2017, туристическая фирма должна быть обеспечена соответствующей материально-тех. базой для осуществления деятельности – иметь:
-
офис для работы с клиентами;
-
современные методы коммуникации (ауди- и визуальные способы, соц. сети, веб-сайты);
-
персонал с соответствующей квалификацией (ГОСТ 55318);
-
программное обеспечение (ПО).
Согласно стандарту, офис туристической фирмы должен иметь:
-
вывеску с названием компании, удобный подъезд к офису, места для стоянки;
-
несколько помещений, включая зону для ожидания и обслуживания клиентов с информационными зонами (стендами, каталогами, журналами и т.д.).
Что же касается услуг, которые предоставляют гиды и экскурсоводы, то согласно ГОСТ Р 57807-2017, они должны:
-
оперативно консультировать клиентов по всем вопросам предстоящих путешествий и экскурсий;
-
предоставлять информацию об изменениях в маршрутах и иных параметров заказа;
-
проводить корректировку сроков, условий и иных параметров заказа;
-
осуществлять формирование экскурсионных групп;
-
знать географические, культурные и исторические особенности региона, в котором проводятся экскурсии;
-
соблюдать деловой этикет;
-
владеть техникой публичных выступлений, знать правила составления отчетов и оформления других документов, необходимых для оказания туристических услуг;
-
знать правила оказания помощи в случае наступления чрезвычайных ситуаций на маршруте или в процессе экскурсии.
Добровольный сертификат оформляется специалистами по итогам совокупного анализа деятельности фирмы / качества оказываемых услуг на срок до 3 лет.
Наличие сертификата:
-
позволяет включать документ в пакет «тендерной» документации и повысить шансы на победу в конкурсах;
-
предъявлять его по запросу деловых партнеров, инвесторов, контролирующих органов, клиентов фирмы;
-
дает право использовать знаки маркировки СДС (системы добровольной сертификации) с целью подтверждения качества оказываемых услуг (к примеру, в каталогах, рекламных буклетах и т.д.).
Сертификат выдается на бланке специального образца, содержит сведения о заявителе, органе по сертификации, списке оказываемых туристических услуг, сроке действия и т.д.
Какие документы нужно предоставить для оформления сертификата?
Помимо заявки для целей оценки соответствия потребуются:
-
сканы ИНН и ОГРН;
-
списки услуг с кодами ОКПД2
-
перечень видов деятельности (ОКВЭД);
-
сертификаты СМК (при наличии).
Больше информации о сертификации услуг в сфере туризма можно найти на сайте центра сертификации «EAC Audit». Консультации специалистов бесплатны.
А вы летали на самолете?
Пожалуйста, оставьте комментарий